Предприятие НПП ООО «МОРСЕРВИС»

на протяжении 20 лет специализируется в области оценки рисков транспортировки грузов с целью содействия участникам транспортного процесса в обеспечении грузовой безопасности судоходства. подробнее »

Научное подразделение предприятия, изучая различные проблемные

и/или аварийные случаи с грузом в портах и на морских переходах, анализирует и обобщает причины, приведшие к аварийному происшествию с грузом подробнее »

За успехи в своей профессиональной деятельности предприятие

внесено в дипломатически-презентационный альманах «Деловой имидж Украины. Экономический и интеллектуальный потенциал державы» подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС», не являясь разработчиком

производителем, поставщиком или потребителем инспектируемых грузов, как экспертный орган имеет административную и финансовую независимость подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС» является членом

британского института морских сюрвейеров (IIMS), членом Торгово-промышленной палаты Украины, подробнее »

 

WANNING SURVEY

Предназначен для подтверждения готовности партии

древесного угля, находящегося в контейнере

для безопасной морской перевозки

«Ванинг сюрвей» относительно новый термин в отечественной практике и связан с перевозкой некоторых видов продукции, в частности древесного угля. Термин древесный уголь – обобщающий и требует пояснения. На самом деле – это уголь растительного происхождения – чистый углерод, полученный методом пиролиза из сырья растительного происхождения, и условно называемый древесным углем. Сейчас в нашей стране производство древесного угля получило «второе дыхание», т.е. малые фермерские хозяйства, частные предприниматели, как и крупные производства производят этот продукт, причем из различного сырья: древесины различных пород деревьев, лузги различных семян, выжимок масленичных культур и т.д. Естественно и получаемый продукт, древесный уголь, имеет разные свойства.

Данный продукт по своим проявлениям в соответствии с действующими ГОСТ, ДСТУ и МК МПОГ, с учетом его транспортных свойств и опасностей, которые выражаются в его нестабильности, способности самовозгораться – относится к опасным грузам класса 4.2. Перевозка данного продукта/товара, требует особого внимания и многими видами транспорта либо запрещена, либо осуществляется с большими предосторожностями.

Однако, мировая практика перевозок древесных углей не является столь категоричной в части запрещения перевозок, но требует соблюдения высокой культуры перевозки и соблюдения правил производства данного продукта с целью достижения максимальной безопасности транспортировки. Для этих целей в процессе производства и подготовки товара к отправке следует производить так называемый «Ванинг сюрвей». По его результатам как ООН, так и МК МПОГ в случае успешного его проведения позволяют снять класс опасности 4.

«Ванинг сюрвей» требует неукоснительного наблюдения за всем процессом производства упаковки и укладки в контейнер древесного угля, и включает:

  1. Описание продукта и цель, для которой он производится (например, топливо, фильтрующая масса, медицина, наполнитель почвы для агрономов, сырье для производства электроники и т.д.) с указанием нормативных документов, определяющих его качества и систему ОТК, применяемую на производстве.
  2. Время и температурные режимы, которые использовались при производстве конкретного древесного угля, а также краткое описание пиролизной установки, ее наименование, каким надзорным органом она была введена в эксплуатацию, когда поверялась и сведения о следующем сроке поверки.
  3. Описание метода стабилизации произведенного угля (с указанием выдержки, использования каких-либо химикатов, повторного прокаливания, обработки паром и др.)
  4. Наблюдение за всем процессом производства, стабилизации и охлаждения всей партии древесного угля, подлежащего отправке. Опечатывание склада на период хранения угля с целью недопущения смешивания прежнего с вновь произведенным углем, для которого «Ванинг сюрвей» не производится.
  5. Проведение испытания древесного угля на самонагревание (Self heating test), Методика проведения которого определена ООН в Рекомендациях по перевозке опасных грузов ИСПЫТАНИЯ и ТЕСТЫ. Данный тест определяет, в том числе, и параметры, и материал тары, которую допустимо использовать при перевозке. (Данный тест не следует путать с тестами, проводимыми лабораториями МЧС, которые исследуют интенсивность горения вещества, определяют температуры и состав выходящих газов при горении, что позволяет классифицировать материалы по пожарной безопасности и выбрать соответствующие средства пожаротушения.)

Self heating test направлен на создание условий, при которых перевозимое вещество не выйдет из-под контроля, не будет допущено самовозгорание и следовательно – возгорание древесного угля при транспортировке. Сделать подобного рода испытание могут организации/лаборатории, аттестованные Министерством Экономического Развития и Торговли Украины, а в Одессе – ГП Одессастандартметрологией, и имеющиеся в распоряжении организаций, назначенных ИМО в качестве компетентных организаций по опасным грузам.

  1. Наблюдение за процессом упаковки и укладки древесного угля в контейнер преследует принципы проверки соответствия типа используемой/применяемой транспортной тары, определенной при Self heating test. Контроль наличия «воздушных» коридоров в грузе для выполнения вентиляции грузов в контейнере, а также контроль за температурой груза в контейнере, которая не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 5 градусов. Это может осуществляться с использованием в контейнере пожарных датчиков. Таким образом, груз, находящийся в контейнере, не может соприкасаться с крышкой контейнера и должен быть расположен не менее, чем в 30 см от двери контейнера.
  2. «Ванинг сертификат» действителен всего 7 дней, после чего для его подтверждения требуется повторный контроль температуры груза, который производится через ранее оставленные в штабеле груза коридоры, при помощи лазерных пирометров (термометров), которые действуют на расстоянии более 12 м, то есть на всю глубину (длину) контейнера.

Этот комплекс работ, выполняемый на берегу, в значительной степени снижает опасность аварийной ситуации при транспортировке, однако не исключает опасности для перевозчика. Как известно, одним из катализаторов начала процесса согревания является высокая температура, которая может создаваться лучистым солнечным теплом. Перевозчик, стремясь себя обезопасить, размещает контейнера на верхней палубе, подразумевая, что в случае пожара к ним будет облегчен доступ пожарным, а в крайнем случае, их можно сбросить за борт. Но забывает, что это зона максимального действия лучистого солнечного тепла, и естественно никаких укрытий не делает, дабы не снижать интенсивность погрузо-разгрузочных работ. Поэтому, крайне важным становится маршрут следования контейнеровоза и учет погодных условий, в некоторых случаях промежуточный «Ванинг сюрвей».

Сложность перевозки самосогревающихся грузов из Украинских портов состоит в том, что линейные перевозчики ратуют за формализованный подход к решению вопроса о приемлемости груза к перевозке.

Однако, безопасная морская перевозка данного груза возможна только лишь благодаря усилиям берегового персонала производителя и его представителя в порту – экспедитора, заботами которых груз должен до погрузки на борт судна пройти надлежащие испытания и предпогрузочный сюрвей. Только при соблюдении указанных условий возможно обезопасить морского перевозчика от вероятных негативных инцидентов с грузом (древесный уголь) во время рейса.

В заключении следует отметить, что WANNING SURVEY может производиться по более упрощенной схеме, в зависимости от технологии производственного процесса.