Предприятие НПП ООО «МОРСЕРВИС»

на протяжении 20 лет специализируется в области оценки рисков транспортировки грузов с целью содействия участникам транспортного процесса в обеспечении грузовой безопасности судоходства. подробнее »

Научное подразделение предприятия, изучая различные проблемные

и/или аварийные случаи с грузом в портах и на морских переходах, анализирует и обобщает причины, приведшие к аварийному происшествию с грузом подробнее »

За успехи в своей профессиональной деятельности предприятие

внесено в дипломатически-презентационный альманах «Деловой имидж Украины. Экономический и интеллектуальный потенциал державы» подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС», не являясь разработчиком

производителем, поставщиком или потребителем инспектируемых грузов, как экспертный орган имеет административную и финансовую независимость подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС» является членом

британского института морских сюрвейеров (IIMS), членом Торгово-промышленной палаты Украины, подробнее »

 

ПРОБЛЕМЫ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МАСЛОЖИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ЮБИЛЕЙНАЯ XV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – 2016»

27 октября 2016

ДОКЛАД

С того момента как богом была разрушена Вавилонская башня, люди начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Более того, даже если они говорят на одном языке, то также не всегда понимают друг друга. Сказанное напрямую относится к понятию ОПАСНЫЙ ГРУЗ. В Украине существует закон о перевозке опасных грузов, который определяет опасный груз как груз классов опасности 1-9 определенных ООН для грузов в таре и упаковке. Однако, как оказывается, грузы перевозятся еще и навалом, и наливом. В международных документах, описывающих правила перевозки этих грузов, присутствуют следующие названия групп грузов: «Вещества опасные навалом», относящиеся к группе В и Категории загрязнения Y по Приложению II к Конвенции МАРПОЛ. В качестве справки, к этой же категории Y относятся и растительное масло, и нефть. Очень многие производители маслоэкстракционной продукции не понимают являются ли их грузы опасными или это фантазии перевозчиков, которые желают повысить ставки за перевозку груза. Как можно ответить на этот вопрос, кроме как сказать, мы говорим на одном языке, но не понимаем друг друга.

Маслоэкстракционными предприятиями предъявляются к перевозке Твердые вещества – Семена масличных культур Мезга Лузга (шелуха) Жмых, Шрот (жмых, обработанный растворителем), и жидкости Мисцелла, Растительное масло. Все перечисленные вещества горючие, но обладающие достаточно высокими температурами вспышки. Остается дискуссионным вопрос: опасны они или нет?

Рассмотрим жидкие продукты. Мисцелла – однозначно опасный груз, класс ее опасности определяется маркой растворителя, в котором содержится жир. К счастью, практически очень редко перевозится

Растительное масло. Длительное время считалось (на основании нормативных документов СССР), что в связи с высокой температурой вспышки (превышающей 610С) груз не опасный. Однако экологи и партии зеленых забили тревогу. Масла, независимо от их происхождения (растительное или минеральное), являются вязкими жидкостями и в случае розлива создают на поверхности пленку, препятствующую насыщением кислородом воды и почвы. В соответствии с этими взглядами, в Конвенции МАРПОЛ растительные масла причислены к Категориии загрязнения Y (см. Приложение II) и в связи с этим разработан целый пакет правил и требований к судам, на которых планируется перевозка масла. Основной мыслью в них является требование, что судно должно иметь двойной корпус, преследуя целью исключить разлив масла в случае повреждения корпуса судна. Этой же цели посвящены вопросы конструкции трубопроводов, запорных клапанов и шлангов и т.д. Фактически растительные масла – опасный груз, но правила его перевозки известны и в общем случае выполняются.

С выжимками масленичных культур сложнее. Проблема самовозгорания для них весьма актуальна. Этот груз носит международное название SEED CAKE – Выжимки. Славянские языки более богатые и используют свои толкования в переводе – жмых и шрот. Жмых и шроты – это побочные продукты при получении растительного масла. Выжимки имеют широкое применение в мире как кормовая составляющая, сырье для получения технического масла, сырье для изготовления (производства) топлива растительного происхождения. Соответственно проблемы те же – самонагревание, которое может перерасти в самовозгорание. Как уже упоминалось, груз востребован, и соответственно требует большого объёма перевозок. Его перевозят навалом в балкерах, при наличии у получателя груза соответствующих терминалов, и в контейнерах, как в более удобных средствах укрупнения.  Первоначально все грузы, предъявляемые к перевозке в контейнерах, были упакованы в какую-либо тару и делились на опасные и не опасные. В кодексе ИМО МК МПОГ определены две категории жмыхов с различным содержанием масла. Это содержание достигается различными технологиями его извлечения и описываются под номерами ООН 1386 или 2217. И в некоторых случаях груз признается неопасным. Опасность жмыхов продиктована их особенностью самовозгораться.

В период хранения и транспортировки, в зависимости от погодных условий, влажность и температура шротов и жмыхов могут меняться, что, в свою очередь, влияет на интенсивность химических и микробиологических процессов, протекающих в этих продуктах, а именно, поглощают влагу из окружающего воздуха. Установлено, что процесс сорбции влаги сопровождается выделением тепла и повышением температуры шрота и жмыха. Это способствует бурному росту микрофлоры, вызывающей гниение и повышение температуры до 700С. При этих температурах микроорганизмы гибнут, но уже включаются в работу химические процессы окисления и полимеризации содержащегося в этих продуктах жира – это гидролиз масла в результате комплекса химических реакций. При этом температура повышается до 200-300°С, что легко приводит к самовоспламенению. А поскольку процесс гидролиза сопровождается образованием газов, в состав которых входят углеводороды, то самовоспламенение может даже привести к взрыву.

Понятно, что в таких условиях никто не станет отрицать право перевозчика знать на сколько опасен груз, находящийся у него на борту, тем более, что в море это опасная и жестокая среда. Зачастую судну, попавшему в аварию, оказывают помощь лишь советами по радио, рекомендуя двигаться в направлении ближайшего порта убежища. Поверьте, это слабо обнадеживает, поэтому судовая администрация принимает максимальные усилия чтобы обезопасить себя. У товаропроизводителей отсутствует желание выполнять требования по предоставлению информации на груз (приказ № 497 Мининфраструктуры). Ища выход из положения, перевозчики стали требовать MSDS вместо Декларации по форме ИМО Паспорт безопасности на груз. Однако этот документ, в соответствии с правилами, распространяется на вещества и материалы химического производства и их смеси. Однако, продукты маслоэкстракционной промышленности – это вещества растительного происхождения. В этой связи, предъявляемые на масло MSDS не адаптированы для морской перевозки, не разъясняют режимов перевозки и даже не пытаются их трактовать в зависимости от типов используемых судов. В результате есть риск, что в ближайшее время в лексиконе перевозчиков появится фраза «масла, жмыхи, шроты из Украины не берем к перевозке». Аналогичная фраза уже появилась касательно растительных углей, топливных элементов, пеллет (кстати производства маслоэкстракционных заводов из лузги подсолнечника).

Разберемся подробней, каким образом предлагается классифицировать выжимки. В основной массе справочников присутствуют значения жира и влаги, базируясь на которых авторы пытаются определить степень опасности. Эти величины определяют лишь, созданы ли условия для развития микроорганизмов и бактерий в среде выжимок, которые могут вызвать повышение температуры в продукте, в результате чего и гибнут при температуре выше 700С. На этой стадии процессы могут остановиться, а могут развиваться дальше.  Пойдут ли дальнейшие химические процессы окисления и полимеризации содержащегося в этих продуктах жира (гидролиз масла), сопровождающиеся более активным выделением тепла? Исследование этих вопросов поставили во главу угла эксперты ООН и изложили методику в «Руководстве по испытаниям и тестам», которая предполагает опустить микробиологический период, сымитировав его в лабораторной установке.

Международная Морская Организация (ИМО), основываясь на идеологии и методах ООН, предлагает исследовать выжимки из семян растительного происхождения для двух режимов перевозок:

Первый для грузов в таре и упаковке, который предполагает нагрев груза в лабораторной печи до температуры 1400С, и выдержка его при этой температуре в течении 24 часов. На этом этапе объём груза 1 литр. В процессе всего периода фиксируется температура груза и печи автоматическим регистрирующим устройством (самописец). Цель: не допустить ситуации, когда температура груза превысит температуру печи на 600С. В случае, если такое произойдет, груз не выдержал испытание и по идее должен быть признан опасным. Однако, это еще не значит, что груз следует перевозить как опасный. Следующим этапом проверки является установление, может ли уменьшение объема груза повлиять на самосогревание. Для этого повторяют процесс, но используют объём исследуемого груза 0,06 литра. Если достигнут положительный результат, то есть смысл подобрать тару, в которой груз привозится безопасно и соответственно класс опасности 4 снимается.

Второй   для грузов, перевозимых навалом. Опасность при такой перевозке вызвана развитием цепной реакции, которая развивается от единичного очага и распространяется на весь трюм. Лабораторное оборудование идентичное, но время исследования увеличивается до 48 часов и контролируется превышение температуры на 100С. Эти нормы опубликованы в IMSBC 2013г, а в IMSBC 2015г определено, что груз относится к категории SH – самонагревающиеся твердые вещества.

Это очень жесткое испытание, оно рекомендуемо с 2016г и обязательное с июля 2017г., но пока в нашей стране не используется, однако расслабляется не стоит. Если мы ступили на путь ассоциации с цивилизованным миром, то выполнять придётся.  Надо отметить, что сейчас пошла мода засыпать навалочный груз непосредственно в контейнер, то есть перевозить его навалом. Ранее такие перевозки не практиковались. Ни жмых, ни шрот испытаний по вышеозвученным требованиям не выдержат, в связи с этим не следует закладывать такие перевозки в свои планы, они не сбыточные, необходимо использовать хотя бы Биг Бег.

Вышеперечисленные (вышеуказанные) грузы в силу их вредности для окружающей среды, при морской перевозке, частично или полностью подпадают под действие Закона Украины «О перевозке опасных грузов», которым предусмотрено, в том числе, страхование гражданской ответственности за загрязнение окружающей природной среды.

В этих условиях с целью снижения рисков перевозки грузов морским транспортом, мы предлагаем воспользоваться услугами нашей лаборатории, которая аттестована именно на оценку не качества, а транспортных опасностей грузов, знание которых позволит уменьшить риск перевозки.

Помимо этого, мы обеспечиваем такое понятие, как мореходность груза. Это означает пригодность груза любого наименования и класса опасности к морской перевозке и его способности (заботами грузовладельца и экипажа) благополучно перенести все тяготы морского перехода в сложных гидрометеоусловиях. Безопасность этой перевозки обеспечивается, в том числе, знанием администрацией судна транспортных характеристик и опасностей груза. Их следует учитывать при разработке рекомендаций по сохранной и безопасной транспортировке с тем, чтобы в целости доставить груз по назначению.

Оценка этих транспортных опасностей и разработка рекомендаций по безопасной морской перевозке выполняется НПП ООО «МОРСЕРВИС» на основе знаний Международных Конвенций, Кодексов по перевозке опасных и твердых навалочных грузов, а также соответствующих Рекомендаций ООН, ИМО и ЕС. Выдаваемые нами Декларации и/или Паспорта безопасности на груз (MSDS) в полной мере соответствует требованиям и проформам вышеназванных организаций.

Кроме этого, в этих целях мы также предлагаем внести нашу организацию в качестве сюрвейера по сохранной доставке груза по назначению в имеющиеся и/или планируемые запродажные контракты, так как выдаваемые нами – по поручению Мининфраструктуры – Декларация и/или Паспорт безопасности на груз предусматривает все меры предосторожности, которые следует принять перевозчику для безопасной морской перевозки.

Спасибо за внимание!