Предприятие НПП ООО «МОРСЕРВИС»

на протяжении 20 лет специализируется в области оценки рисков транспортировки грузов с целью содействия участникам транспортного процесса в обеспечении грузовой безопасности судоходства. подробнее »

Научное подразделение предприятия, изучая различные проблемные

и/или аварийные случаи с грузом в портах и на морских переходах, анализирует и обобщает причины, приведшие к аварийному происшествию с грузом подробнее »

За успехи в своей профессиональной деятельности предприятие

внесено в дипломатически-презентационный альманах «Деловой имидж Украины. Экономический и интеллектуальный потенциал державы» подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС», не являясь разработчиком

производителем, поставщиком или потребителем инспектируемых грузов, как экспертный орган имеет административную и финансовую независимость подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС» является членом

британского института морских сюрвейеров (IIMS), членом Торгово-промышленной палаты Украины, подробнее »

 

Положение по ISPS Code (суда)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Укрморречфлота

№ 77 от „ 22 „   03   2004 г.

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В

МОРСКОМ ТОРГОВОМ ПОРТУ ДЛЯ СУДОВ

И ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ПРИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУДНО/ПОРТ ВО ВРЕМЯ

ОБРАБОТКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

СОГЛАСНО УРОВНЕЙ ОХРАНЫ КОДЕКСА ISPS (ОСПС)

 

 

Киев, 2003

 

РАЗРАБОТАНО

“МорсервИс” (Одесса) специализированной организацией в области оценки транспортных характеристик грузов.

Исполнительный директор

Афанасьева Е.А.

Руководитель разработки, зам. директора

канд. техн. наук Чистяков В.Л.

Ответственный исполнитель, начальник Грузового бюро

Ионин С.П.

Референт

Капитан дальнего плавания Борисевич О.А.

Техническое оформление

Тихонова О.М.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 УТВЕРЖДЕНО
 

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

Область применения …………………………………………………………………….

4

2.

Термины и определения ……………………………………………………………….

4

3.

Общие положения ………………………………………………………………………..

8

3.1  Нормативные ссылки и документы …………………………………………

8

3.2  Общие положения организации деятельности по охране судов и портовых сооружений и их безопасности ……………………………

8

4.

Действия Администрации порта по обеспечению охраны при работе с опасными грузами и внедрению мер предосторожности …

10

4.1  Администрация порта …………………………………………………………….

10

4.2  Должностное лицо порта/компании ………………………………………..

10

5.

Действия Администрации порта по постановке судна к грузовому портовому средству ………………………………..…………………..

11

6.

Действия Администрации порта и судна по обеспечению охраны и мер предосторожности для судов, предъявляемых под грузовые операции ………………………………………………………..………

12

7.

Должностные обязанности офицера безопасности судна во время грузовых операций ……………………………………………..………

16

8.

Планы охраны судна во время грузовых операций и меры охраны грузов в соответствии с рекомендациями Кодекса ОСПС …..………

17

8.1   Уровень охраны 1 …………………………………………………………………

17

8.2   Уровень охраны 2 …………………………………………………………………

18

8.3   Уровень охраны 3 …………………………………………………………………

19

8.4   Участки ограниченного доступа на судне ……………………………..

19

8.5   Меры охраны, относящиеся к обработке груза ……………………..

21

9.

Объявление 2 и 3 уровней охраны ……………………………………………….

23

10.

Аварийные мероприятия и действия Администрации порта при объявлении уровня охраны (угрозы) ……………………………………………

24

11.

Подготовка персонала и осведомленность …………………………………..

25

12.

Ответственность и контроль ……………………………………………………….

26

Приложение 1. Предварительное уведомление об опасных грузах.

28

Приложение 2. Грузовые операции. Чек-лист.

31

 

 

1.     Область применения

 

1.1         Данное Положение устанавливает организацию Деятельности по обеспечению охраны и безопасности в морских торговых портах, которые являются рекомендованными согласно установленным уровням охраны при взаимодействии судно/порт, а также накопления, хранения и обработки опасных грузов, требующих особой бдительности и осторожности.

1.2         Положение распространяется на:

1.2.1 Должностные лица по охране судов, портовых сооружений и должностных лиц грузовладельца (отправителя груза), действующих на основе пунктов 11, 12, 17 части А Кодекса ОСПС;

1.2.2  суда под любым национальным флагом, которые прибывают в порт с опасными грузами, или подаются под погрузку опасных грузов, независимо от того, имеют ли они Международное свидетельство об охране судна, выданное в соответствии с положениями части А Кодекса ОСПС, или нет;

1.2.3  портовые средства, включающие любые причалы, пирсы, пристани, специализированные терминалы, к которым может пришвартоваться судно для погрузки или выгрузки опасных грузов, а также любые другие средства и/или установки, и/или сооружения, используемые в качестве основных, вспомогательных или дополнительных средств при проведении операций с опасными грузами;

1.2.4  все вещества природного, промышленного происхождения, которые, как грузы являются предметом транспортировки разными видами транспорта, обладающие определенными физико-химическими свойствами.

 

 

2.     Термины и определения

 

2.1   Терроризм – общественно опасная деятельность, которая лежит в сознательном, целенаправленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств на жизнь или здоровье ни в чем не повинных людей, или угрозы совершения преступных действий с целью достижения преступных целей;

2.2   Террористический акт – преступное действие в форме применения оружия, совершения взрыва, поджога груза и сооружений или других действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 258 Криминального Кодекса Украины. В случае, когда террористическая деятельность сопровождается совершением преступлений, предусмотренных статьями 112, 147, 258-260, 443, 444, а также другими статьями Криминального Кодекса Украины (2341-14), ответственность за их совершение устанавливается в соответствии с Криминальным Кодексом Украины;

2.3   Технологический терроризм – преступления, которые совершаются с террористической целью с применением ядерного, химического, бактериологического (биологического) и другого оружия массового поражения или их компонентов, других вредных для здоровья людей грузов и веществ, включая захват, использование опасных свойств или выведение из строя и разрушение потенциально опасных объектов, которые прямо или косвенно создают или угрожают возникновению чрезвычайной ситуации вследствие этих действий или становятся опасностью для персонала, населения и окружающей среды; создают условия для аварий и катастроф техногенного характера;

2.4   Морской торговый порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории.

2.5   Опасные грузы – любые из следующих грузов: упакованных, либо навалочных (наливных) в крупногабаритных упаковках, либо перевозимых просто навалом/наливом в пределах сферы действия следующих правил:

2.5.1   любого вида нефть, подпадающая под действие положений Приложения 1 МАРПОЛ 73/78;

2.5.2   газы, подпадающие под действие Международных Кодексов (или Кодексов) постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом;

2.5.3   вредные жидкие вещества/химические вещества, в том числе отходы, подпадающие под действие Кодексов постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, и Приложения 2 МАРПОЛ 73/78;

2.5.4   опасные и вредные вещества, материалы и изделия, в том числе экологически опасные вещества (загрязнители моря) и отходы, подпадающие под действие Международного Кодекса морской перевозки опасных грузов; и

2.5.5   твердые навалочные материалы, обладающие химической опасностью, и твердые навалочные вещества, опасные только при перевозке навалом (ВОН), включая отходы, подпадающие под действие Приложения В Кодекса безопасной практики для твердых навалочных грузов.

2.5.6   Термин «опасные грузы» включает любые порожние неочищенные упаковки (такие, как контейнеры-цистерны, емкости, контейнеры малой грузоподъемности (КМГ), крупногабаритные упаковки, съемные цистерны или автоцистерны), в которых находились опасные грузы до тех пор, пока эти упаковки не очищены от остатков опасных грузов и не освобождены от паров с целью устранения любой возможной опасности или пока они не заполнены каким-либо неопасным веществом.

В соответствии с национальным законодательством опасные грузы – это вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, которые вследствие присущих им свойств при наличии определенных факторов могут во время перевозки вызвать взрыв, пожар, повреждение технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальные убытки и вред окружающей среде, а также повлечь гибель, травмирование, отравление людей, животных и которые по международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или по результатам исследований в установленном порядке в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду или человека отнесены к одному из классов опасных веществ.

2.6   Судно – любое морское или неморское судно, в том числе используемое во внутренних водах, которое применяется для перевозки опасных грузов.

2.7   Обработка грузов – производственный процесс, который включает накопление, погрузку, разгрузку, перевозку, хранение грузов на транспортных складах, а также погрузку и разгрузку транспортного средства.

2.8   Информация о грузе – подготовленные специализированной организацией по поручению грузоотправителя (в соответствии с правилами VI-2 и VII-5 Конвенции СОЛАС-74) документы, в которых содержатся данные о грузе, необходимые для обеспечения соответствующего размещения и безопасной перевозки груза, или подтверждают его транспортные характеристики, или регламентируют меры безопасности, которые предусматриваются перед подготовкой груза для транспортировки.

2.9   Отправитель опасного груза – указанное в документах на перевозку юридическое (резидент и нерезидент) или физическое лицо (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства), которое подготавливает этот груз для перевозки.

2.10 Перевозчик опасного груза – юридическое (резидент и нерезидент) или физическое лицо (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства), которое осуществляет перевозку опасного груза.

2.11 План охраны судна означает план, выработанный для обеспечения применения мер на судне, предназначенных для защиты людей, груза, грузовых транспортных единиц, судовых запасов или судна от рисков нарушения охраны.

2.12 План охраны портового средства означает план, выработанный для обеспечения выполнения мер, предназначенных для защиты портового средства и судов, грузов, грузовых транспортных единиц, людей и судовых запасов от рисков нарушения охраны на территории портового средства.

2.13 Должностное лицо по охране судна означает лицо, подотчетное капитану, назначенное компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом компании, ответственным за охрану, и должностным лицом порта, ответственным за охрану.

2.14 Должностное лицо по охране портового средства означает лицо, назначенное ответственным за разработку, выполнение и пересмотр плана охраны портового средства и грузов, в том числе, опасных при их обработке в портовом средстве, а также за связь с лицами,  ответственными за охрану судов.

2.15 Администрация – Министерство транспорта Украины (Минтранс Украины).

2.16 Назначенная власть – орган государственного управления со специальными полномочиями в области охраны судов и портовых средств – Государственный департамент морского и речного транспорта (Укрморречфлот).

2.17 Признанные в области охраны организации – Государственное объединение «Укрморпорт» (Укрморпорт), Регистр судоходства Украины (Регистр Украины), Главная государственная инспекция Украины по безопасности судоходства (Госфлотинспекция Украины) и Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков в соответствии с их функциональными обязанностями.

2.18 Администрация порта – уполномоченный Минтрансом орган государственного управления хозяйственной деятельностью порта и организации практической работы по охране портовых сооружений, груза, пассажиров, багажа и иного имущества, находящегося на хранении в порту.

2.19 Уровень охраны 1 означает уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны.

2.20  Уровень охраны 2 означает уровень, при котором из-за повышенного риска аварии или угрозы, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны.

2.21 Уровень охраны 3 означает уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого авария вероятна или неминуема, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения.

 

 

 

 

 

3.     Общие положения

 

3.1   Нормативные ссылки и документы

 

3.1.1  Положение разработано во исполнение требований Главы VI, VII и XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками, (СОЛАС-74); Протокола 1988 г. к Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Протокол СОЛАС-88); Международного Кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС); Закона Украины «О перевозке опасных грузов» № 1644-III от 16 апреля 2000 г.; Закона Украины «О борьбе с терроризмом» № 965-IV от 19 июня 2003 г., а также отраслевого «Положения о порядке предоставления информации о грузе с целью его безопасной морской перевозки», введенного в действие Приказом Министра № 497 от 14.12.98 и зарегистрированного в Минюсте № 848/3288.

3.1.2  При разработке Положения использованы следующие документы:

3.1.2.1 «Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов» (МК МПОГ), резолюция А.716(17) 1991 года Международной морской организации;

3.1.2.2 «Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов» 1973 года, измененная Протоколами 1978 и 1988 г.г. к ней;

3.1.2.3 «Кодекс безопасной практики для твердых навалочных грузов» (Кодекс НГ);

3.1.2.4 «Международный Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом» (IBC Code), резолюция КБМ 4(48) 1983 года Комитета по безопасности на море Международной морской организации и МЕРС 19(22) 1983 года Комитета по защите морской среды Международной морской организации;

3.1.2.5 «Международный Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (IGC Code), резолюция КБМ 5(48) 1983 года Комитета по безопасности на море Международной морской организации.

 

3.2     Общие положения организации деятельности по охране судов и портовых сооружений и их безопасности

 

3.2.1    Выполнение задач по охране морского судоходства от террористических актов в части государственного регулирования, управления и контроля осуществляет Государственный департамент морского и речного транспорта (Назначенная власть) при взаимодействии с органами исполнительной власти, указанными в ст. 4 Закона Украины „О борьбе с терроризмом”.

3.2.2    Охрана морского судоходства от террористических актов осуществляется Государственным департаментом морского и речного транспорта через государственную службу морской безопасности Минтранса и администрации морских портов.

3.2.3    В пределах территорий и акваторий морских торговых и специализированных портов охрана морского судоходства возлагается на Администрации портов, которые в пределах своей компетенции осуществляют разработку, контроль и выполнение мер, направленных на охрану судов, грузов, персонала, имущества порта, судо- и грузовладельцев.

3.2.4    Практическую работу по защите от террористических актов администрации портов осуществляют через свои подразделения морской безопасности. На эти подразделения возлагаются задачи организации контроля за поддержанием порядка в морском торговом порту, осуществления режимных, противопожарных, технико-технологических и других мер, утвержденными начальником порта после согласования с заинтересованными организациями.

3.2.5    Руководители организаций, арендующие территорию МТП, и судовладельцы несут ответственность за своевременное и надлежащее материально-техническое обеспечение мероприятий по охране портов, грузов и судов от террористических актов и реализации восстановительных работ касательно нейтрализации последствий.

3.2.6    Все организации и суда, осуществляющие свою деятельность в зоне ответственности Администрации порта, обязаны обеспечить выполнение требований по охране от террористических актов своими силами и средствами в согласованном с Администрацией порта порядке.

3.2.7    Ввоз, нахождение и последующая обработка опасных грузов в портах должны быть под постоянным контролем и охраной в целях обеспечения общей безопасности судна и порта, локализации таких грузов, обеспечения безопасности всех лиц, находящихся в порту и в непосредственной близости от него, а также защиты окружающей среды.

3.2.8    Безопасность жизни на море и безопасность судна, его груза и команды, а также персонала в порту непосредственно зависят от тех мер, которые приняты в отношении опасных грузов, включая меры охраны до погрузки или выгрузки таких грузов, а также во время их обработки.

3.2.9    Существенной предпосылкой охраны, безопасной транспортировки и обработки опасных грузов является их соответствующие идентификация, комплектация, упаковка, размещение, крепление, маркировка, нанесение знаков опасности и предупредительных знаков, а также ведение документации. Эта предпосылка сохраняет силу независимо от того, производятся ли данные операции в порту или за его пределами.

3.2.10  Все лица, принимающие участие в транспортировке опасных грузов наземным и водным путями, со всей полнотой ответственности должны подходить к решению вопросов, перечисленных в пункте 3.2.9 и вся необходимая информация, включая требования по охране, должна доводиться до сведения всех участников транспортного процесса вплоть до грузополучателя, несмотря на возможные расхождения в требованиях охраны для разных видов транспорта.

 

 

4.     Действия Администрации порта по обеспечению охраны при работе с опасными грузами и внедрению мер предосторожности

 

4.1   Администрация порта:

4.1.1 осуществляет контроль за движением судов, направляющихся в район порта/грузового терминала, а также за перемещением судов в порту; устанавливает порядок приема предварительных уведомлений и условия, при которых опасные грузы могут быть ввезены в порт. Перечень сведений, которые должны включаться в предварительные уведомления об опасных грузах, приведен в Приложении 1.

4.1.2  создает (в пределах своих полномочий) условия для выполнения национальных и международных нормативных требований по обработке опасных грузов;

4.1.3 разрабатывает и вводит – в пределах своих полномочий – местные портовые правила на базе национального законодательства, касающиеся опасных грузов в порту и их охраны;

4.1.4  разрабатывает, утверждает и осуществляет в установленном порядке планы действий на случай преднамеренных аварийных происшествий с опасными грузами в порту.

 

4.2   Должностное лицо порта/компании:

 

4.2.1  выполняет функциональные обязанности, установленные планом охраны портового средства в части безопасной транспортировки и обработки опасных грузов; охраны здоровья и безопасности работников порта и других лиц, включая население, персонал порта и города, на которых может оказать воздействие проведение операций по транспортировке и обработке опасных грузов, а также любые противоправные действия в порту;

4.2.2  учитывает опасности, связанные с обработкой опасных грузов в порту, и принимает их во внимание при разработке технологических процессов, планов и мероприятий, связанных с вопросами безопасности и охраны (Приложение 2);

4.2.3  предоставляет необходимую информацию, проводит инструктаж, подготовку персонала и осуществляет надзор за применением безопасных технологических процессов. Такой надзор должен включать проверки в целях подтверждения, что опасные грузы соответствуют действующим нормативным требованиям и могут быть приняты для дальнейшей ТРАНСПОРТИРОВКИ;

4.2.4  обеспечивает подготовку соответствующих планов в отношении всех предвидимых опасных происшествий и противоправных действий. Такие планы должны согласовываться с аварийным планом порта и иметь отношение к инцидентам и их последствиям в пределах контролируемого им причала и на смежных территориях или в зданиях;

4.2.5  обеспечивает надлежащее расследование всех инцидентов и аварий физического и материального характера с целью выявления причин их возникновения, предоставляет отчеты, предусмотренные национальными и местными нормативными требованиями, а также своевременно принимает необходимые меры для ликвидации недостатков и предотвращения повторения инцидентов и аварий;

4.2.6  обеспечивает – в сотрудничестве с должностным лицом по охране портовых средств – регулярный пересмотр мер безопасности и охраны, принимаемых при обработке опасных грузов;

4.2.7  проверяет соответствие опасных грузов, подаваемых к портовому средству, нормативным требованиям, в части  надлежащего документального оформления информации о грузе.

 

 

5.     Действия Администрации порта по постановке судна к грузовому портовому средству

 

В соответствии с уровнем охраны порта Администрация порта уполномочена:

5.1      давать указания, когда и где судно с опасными грузами на борту должно становиться на якорь, швартоваться, становиться к грузовому портовому средству или оставаться в пределах портовых вод с учетом таких обстоятельств, как уровень охраны порта, количество и характер опасных грузов, экологическая обстановка, расположение населенных районов и погодные условия;

5.2      при авариях или нарушении режима охраны давать указания судну с опасными грузами на борту о перемещении в пределах портовых вод, либо указание покинуть порт по соображениям безопасности судна, его команды и портового средства;

5.3      присоединять подобные требования к таким указаниям, которые соответствуют местным обстоятельствам, отмеченных в Обязательных Постановлениях по МТП, а также количеству и характеру опасных грузов;

5.4      требовать и удостовериться в наличии адекватных безопасных средств сообщения между судном и берегом.

 

 

6.     Действия Администрации порта и судна по обеспечению охраны и мер предосторожности для судов, предъявляемых под грузовые операции

 

6.1      Принимая во внимание уровень охраны порта/портового средства, его Администрация решает, должно ли и когда судно, подаваемое под погрузку/разгрузку опасных грузов, брать на борт лоцмана и/или запрашивать буксир при входе/выходе или передвижении в портовых водах.

При принятии такого решения должны быть учтены тип судна и его маневренность; порядок следования фарватером и на подходе к причалу; планировка порта; приливно-отливные и погодные условия; классы, категории и количество перевозимых опасных грузов.

Назначенная власть или другой государственный орган устанавливает специальные правила для барж без экипажа, перевозящих опасные грузы, в том числе в отношении (но этим не ограничиваясь) технологии обработки барж; дислокации мест отстоя; порядка несения вахт безопасности; мер пожарной безопасности и противопожарных средств.

Администрация порта контролирует документально подтвержденное наличие знаний офицера по безопасности грузов действующих национальных и международных нормативных требований, касающихся транспортировки и обработки опасных грузов.

Администрация порта обеспечивает наличие национальных и международных нормативных требований, Кодексов, руководств, рекомендаций и иных документов, регулирующих технологию обработки опасных грузов в порту и оценку пригодности судов для их перевозки, которые находятся в распоряжении Инспекции государственного портового надзора и корректируются с учетом текущих изменений.

6.2      До входа в порт капитан судна, имеющего опасные грузы на борту или следующего под их погрузку, обязан:

6.2.1    ознакомиться сам и, соответственно, ознакомить команду с информацией об уровнях охраны порта и судна, а также с нормативными требованиями в отношении судов, перевозящих опасные грузы или находящихся под их обработкой в порту;

6.2.2    проверить состояние своего судна, его механизмов, оборудования и устройств, как это предусмотрено планом охраны судна по 2 – 3 уровням;

6.2.3    проверить, насколько это возможно, сохранность опасных грузов в отношении каких-либо повреждений или утечки;

6.2.4    информировать Администрацию порта о любых существенных дефектах судна, его механизмов, оборудования или устройств, а также о любых повреждениях, выбросах или утечке опасных грузов, либо нарушении целостности тары, которые могут представлять угрозу жизни, имуществу или окружающей среде;

6.2.5    обеспечить, чтобы до входа в порт поддерживалась надлежащая связь с портовой властью и, когда это требуется, выставлялись сигналы, приведенные в Международном своде сигналов.

6.2.6    обеспечить, чтобы палубную и машинную вахту несли достаточно подготовленные и соответствующей квалификации представители командного и рядового состава, где это необходимо, даже если судно безопасно ошвартовано или находится на якорной стоянке в порту. Капитан должен обеспечить постоянное наличие на борту достаточной численности команды, необходимой для работы с механизмами, соответствующими судовыми устройствами в случае объявлении тревоги или аварии в порту;

6.2.7    капитан судна, организуя несение вахт, должен со всей полнотой учесть характер, количество, размещение и укладку опасных грузов, а также всевозможного рода особые условия на борту, на прилегающей акватории и на берегу, возникающие вследствие угрозы террористических актов;

6.2.8    при организации вахт должны быть также приняты во внимание основные положения Конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW 78/95, в частности «Руководство для помощников капитана, несущих вахту в порту» и «Руководство для механиков, несущих машинную вахту в порту»;

6.2.9    капитан судна должен проследить за тем, чтобы швартовы, используемые для постановки судна, были надлежащего типа, достаточной прочности и количества в соответствии с размерами судна, местными условиями и были оснащены оборудованием, которое бы препятствовало незаконному проникновению на борт судна;

6.2.10  если Администрацией порта не отдано распоряжений по снижению уровня охраны, капитан судна обязан все время, пока судно ошвартовано в порту:

6.2.10.1 иметь наготове буксирные тросы необходимого размера на носу и корме. Буксирный трос должен быть спущен за борт и удерживаться на уровне воды с помощью тросового стопора, который при определенном усилии будет размыкаться и стравливать на достаточную длину буксирный трос, который нужно подготовить на палубе для немедленного использования. Конец троса должен быть надежно закреплен на швартовных кнехтах;

6.2.10.2 гарантировать, что швартовные устройства таковы, что позволят судну быстро отшвартоваться в случае угрозы терроризма или аварийной ситуации.

6.2.11 капитан судна должен обеспечить, чтобы механизмы, необходимые для безопасности судна, обработки груза или балласта, находились в исправном состоянии и были подготовлены к немедленному использованию, а также запретить продувку дымовых труб и труб паровых котлов без разрешения Администрации порта;

6.2.12 капитан судна должен предусмотреть наличие безопасных средств сообщения между судном и берегом на случай адекватных ситуаций, складывающихся в зависимости от  уровня охраны в портовом средстве;

6.2.13 капитан судна обязан ознакомиться сам и ознакомить комсостав и команду с порядком действий по планам охраны, принятым в порту;

6.2.14 капитан судна должен предусмотреть необходимые меры по безопасному и быстрому отходу судна по тревоге с учетом характера опасных грузов и особых условий охраны на борту судна;

6.2.15 капитан или его помощник по охране должен определить порядок защитных мероприятий на борту судна в случае инцидентов с опасными грузами, которые перевозятся или должны перевозиться на борту, а также обеспечить соответствующую подготовку экипажа для действий в случае нарушения системы охраны судна и/или груза;

6.2.16      капитан судна, перевозящего опасные грузы, должен обеспечить наличие на штатном месте судна следующей информации: перечень всех транзитных опасных грузов, имеющихся на борту; перечень всех опасных грузов, подлежащих выгрузке в порту; перечень всех опасных грузов, подлежащих погрузке в порту, содержащий сведения, отраженные в Декларациях о транспортных опасностях и Сертификатах о физико-химических свойствах груза и план размещения грузов на судне;

6.2.17 капитан должен обеспечить, чтобы офицер по охране судна и вахтенный помощник располагали необходимой информацией о мерах, которые должны быть приняты в случае инцидентов с опасными грузами, и чтобы эта информация была доступна для использования в случае аварии;

6.2.18 капитан должен обеспечить наличие на штатном месте и доступность таких документов, как Аварийные мероприятия для судов, перевозящих опасные грузы (АвК), Руководство по оказанию первой медицинской помощи в случае инцидентов, связанных с опасными грузами (РПМП) и/или подобной информации по порядку действий в аварийной ситуации;

6.2.19      капитан должен обеспечить, чтобы офицер по охране судна и вахтенный помощник были всегда осведомлены о численности команды и пассажиров и/или посетителей, находящихся на борту судна, или сошедших на берег;

6.2.20      капитан должен предусмотреть, чтобы были обозначены места, в которых запрещено курение, а предупредительные знаки в виде пиктограмм, запрещающие курение, были отовсюду хорошо видны и расположены на безопасном расстоянии от тех мест, где курение создает опасность;

6.2.21 капитан должен обеспечить, чтобы механизмы и оборудование, применяемые на месте или в помещении, где возможно наличие или образование легковоспламеняющейся атмосферы, использовались таким образом, чтобы не могло быть причин возникновения пожара или взрыва;

6.2.22 капитан должен обеспечить, чтобы в местах или помещениях, где возможно образование легковоспламеняющейся атмосферы, применялось только портативное электрооборудование, в том числе оборудование, используемое для отбора проб и замеров уровня, пригодное для использования в легковоспламеняющейся атмосфере;

6.2.23 капитан должен обеспечить, чтобы в местах или помещениях, где возможно образование легковоспламеняющейся атмосферы, не использовались электрооборудование с временной проводкой;

6.2.24 капитан должен обеспечить наличие и готовность адекватных и надлежащих образом проверенных противопожарных средств, соответствующих характеристикам имеющихся на борту опасных грузов, а также подготовку команды по практическому использованию противопожарного оборудования.

 

7.     Должностные обязанности офицера безопасности судна во время грузовых операций

 

7.1   Офицер безопасности несет ответственность за:

7.1.1    своевременное информирование капитана судна об уровнях защиты (угрозы) портов захода и принимаемых в них мерах безопасности, а также согласование мер предосторожности во время грузовых операций в порту;

7.1.2    подробное оперативное планирование укладки, размещения и крепления груза;

7.1.3    введение в действие и выполнение оперативного плана охраны судна применительно к соответствующему уровню угрозы;

7.1.4    внесение предложений по изменению плана по вновь открывающимся обстоятельствам и/или информации;

7.1.5    обеспечение достаточного уровня бдительности и осознания экипажем проблем внешней безопасности на судне;

7.1.6    взаимодействие с офицером охраны грузов и порта при заходе в порт;

7.1.7    регулярная связь с судовладельцем для информации обо всех случившихся или ожидаемых инцидентах/незаконных актов;

7.1.8    координация применения оперативного плана охраны судна с существующей системой охраны порта.

7.2   Офицер безопасности должен произвести предварительную оценку уязвимости судна, принимая во внимание:

7.2.1    общее расположение помещений, оборудования и устройств на судне;

7.2.2    расположение мест ограниченного доступа, таких как мостик, машинное отделение, средства связи и т.д.;

7.2.3    расположение и функционирование каждого из фактических или потенциальных мест доступа на судно;

7.2.4    расположение открытых палуб, включая высоту палуб над ватерлинией;

7.2.5    аварийное и содержащееся в готовности к использованию оборудование, необходимое для важных работ;

7.2.6    численный состав, надежность экипажа и его обязанности по обеспечению внешней безопасности;

7.2.7    действующие меры и процедуры по обеспечению внешней безопасности, включая осмотры, контроль идентификационных документов персонала, наблюдение за работой оборудования, средств связи, сигнализации, освещения, мест доступа на судно, к грузовым помещениям и/или средствам связи.

7.3   Офицер безопасности должен проверить и оценить методы и процедуры, используемые для контроля доступа на судно, включая контроль и наблюдение за носильными вещами, багажом, грузом и предметами судового снабжения. Каждое потенциальное место доступа на судно, включая открытые палубы, должно быть обследовано с целью оценки возможности его использования лицами, ведущими поиск несанкционированного доступа на судно для себя или для проноса террористических материалов.

7.4   Офицер безопасности должен анализировать и оценивать существующие меры и процедуры обеспечения внешней безопасности при нормальных и критических ситуациях, включая:

7.4.1    установленные процедуры обеспечения внешней безопасности;

7.4.2    действия при пожаре и других критических ситуациях;

7.4.3    ведение наблюдения за экипажем, снабженцами, ремонтниками, докерами и т.д.;

7.4.4    частоту и эффективность патрулирования;

7.4.5    систему контроля над использованием ключей;

7.4.6    системы и процедуры связи, обеспечивающей внешнюю безопасность;

7.4.7    двери, ограждения и освещение, а также трюмные крышки, вентиляционные раструбы и др.;

7.4.8    определение процедур связи для подачи сигнала тревоги береговым властям при бедствии или захвате судна;

7.4.9    действия по установлению, поддержанию и обновлению списка любых опасных грузов/веществ, находящихся на борту, включая их размещение;

7.4.10  знание свойств и транспортных опасностей перевозимых грузов с целью нейтрализации их в случае аварии и/или оказания первой медицинской помощи.

 

 

8. Планы охраны судна во время грузовых операций и меры охраны грузов в соответствии с рекомендациями Кодекса ОСПС

 

8.1   Уровень охраны 1

Для уровня охраны 1 планом охраны судна должны быть определены меры контроля доступа на судно, среди которых могут быть следующие:

8.1.1 проверка всех лиц, желающих пройти на судно, и обоснованности их намерения посредством проверки, например, предписаний о включении в экипаж, пассажирских билетов, посадочных пропусков, предписаний на выполнение работ и пр.;

8.1.2 судно, во взаимодействии с портовым средством, должно обеспечить, чтобы были определены огражденные участки для проведения проверки и досмотра людей, багажа (включая документы, которые проносятся с собой), личных вещей, транспортных средств и их содержимого;

8.1.3 судно, во взаимодействии с портовым средством, должно обеспечить, чтобы транспортные средства, подлежащие погрузке на предназначенное для перевозки автомобилей, ро-ро и иные пассажирские суда, до погрузки подвергались досмотру с частотой, требуемой планом;

8.1.4 отделение прошедших проверку лиц и их личных вещей от еще не прошедших проверки;

8.1.5  отделение пассажиров, осуществляющих посадку, от пассажиров, осуществляющих высадку;

8.1.6 указание мест доступа, которые должны быть перекрыты или охраняться для предотвращения несанкционированного доступа;

8.1.7 перекрытие, посредством запирания либо другими средствами, доступа на участки, которые не охраняются и примыкают к участкам, на которые имеют доступ пассажиры и посетители;

8.1.8 проведение со всем экипажем судна инструктажей по вопросам охраны, касающихся возможных видов угрозы, порядка доклада о подозрительных лицах, объектах либо действиях, а также необходимости проявлять бдительность.

При уровне охраны 1 все желающие пройти на судно должны рассматриваться как потенциальные объекты досмотра. Частота такого досмотра, включая досмотр по случайному выбору, должна быть оговорена в одобренном плане и должна одобряться Администрацией судна и порта особо. Лучше, когда такие досмотры могут быть предприняты портовым средством в тесном сотрудничестве с судном и в непосредственной близости к нему.

Члены экипажа судна не должны привлекаться к досмотру других членов экипажа и их личного имущества, за исключением ситуаций, когда для этого есть явные основания, имеющие отношение к охране.

Любой досмотр должен проводиться так, чтобы полностью принимались в расчет права человека, и не наносился ущерб человеческому достоинству.

 

8.2   Уровень охраны 2

Для уровня охраны 2 планом охраны судна должны устанавливаться меры охраны, подлежащие применению для противодействия повышенному риску происшествия, влияющего на защищенность. Эти меры направлены на обеспечение повышенной бдительности и более тесного контроля и могут включать:

8.2.1 назначение дополнительных людей для обхода участков палубы в нерабочее время с целью предотвращения несанкционированного доступа;

8.2.2 ограничение количества мест доступа на судно, определение тех мест, которые должны быть закрыты и проверку средств их надлежащего закрытия;

8.2.3 принятие мер противодействия проникновению на судно со стороны воды, включая, например, организацию шлюпочного дозора во взаимодействии с портовым средством;

8.2.4 установление, в сотрудничестве с портовым средством, зоны ограниченного доступа со стороны борта, обращенного к берегу;

8.2.5  увеличение частоты и тщательности досмотра людей, личных вещей и транспортных средств, принимаемых на судно;

8.2.6  сопровождение посетителей судна;

8.2.7  проведение дополнительных, целенаправленных инструктажей всего экипажа, обращенных на какие бы то ни было выявленные виды угрозы, и вновь акцентирующих внимание на порядке докладов о подозрительных лицах, объектах или действиях, и подчеркивающих необходимость повышенной бдительности;

8.2.8  выполнение полного или частичного обыска судна.

 

8.3   Уровень охраны 3

При уровне охраны 3 судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой. В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством, которые могут включать:

8.3.1  уменьшение количества мест доступа до одного контролируемого места;

8.3.2 предоставление доступа только лицам, проводящим ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой;

8.3.3  указания людям на борту;

8.3.4  приостановку посадки или высадки;

8.3.5  приостановку грузовых операций, доставок и пр.;

8.3.6  эвакуацию людей с судна;

8.3.7  перестановку судна; и

8.3.8  подготовку к полному или частичному обыску судна.

 

8.4   Участки ограниченного доступа на судне

 

В плане охраны судна определяются участки ограниченного доступа, которые должны вводится на судне, указаны их границы, время применения ограничений, меры, которые должны приниматься для контроля доступа на них, а также меры, которые принимаются для контроля деятельности внутри этих участков.

8.4.1         Назначением участков ограниченного доступа является:

8.4.1.1       предотвращение несанкционированного доступа на судно;

8.4.1.2 защита пассажиров, экипажа судна, персонала портового средства или иных лиц, уполномоченных находиться на судне;

8.4.1.3 защита важных с точки зрения охраны участков на судне; и

8.4.1.4       защита груза и судовых запасов от самовольных действий.

Для всех участков ограниченного доступа планом охраны судна должны предусматриваться ясные установки, практические действия по контролю доступа на них.

Планом охраны судна должно предусматриваться, чтобы все участки ограниченного доступа маркировались, ясно указывая на то, что доступ на участок ограничен, и что несанкционированное нахождение в пределах участка является нарушением режима охраны.

8.4.2         В число участков ограниченного доступа могут включаться:

8.4.2.1       ходовой мостик, машинные помещения категории А и иные посты управления;

8.4.2.2       помещения, где находится оборудование, системы охраны и обнаружения, а также органы управления ими и системой освещения;

8.4.2.3       помещения вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, а также аналогичные помещения;

8.4.2.4       помещения, откуда есть доступ к цистернам питьевой воды, насосам или клапанным коробкам;

8.4.2.5       помещения, содержащие опасные грузы или опасные вещества;

8.4.2.6       помещения, где находятся грузовые насосы и органы управления ими;

8.4.2.7       грузовые помещения и помещения для судовых запасов;

8.4.2.8  жилые помещения экипажа;

8.4.2.9       любые другие участки, куда должен быть ограничен доступ в целях поддержания защищенности судна. Они определяются должностным лицом компании, ответственным за охрану, на основании проведения оценки охраны судна.

 

8.4.3   Уровень охраны 1 участков ограниченного доступа.

Для уровня охраны 1 в плане охраны судна должны быть указаны меры охраны, предусмотренные для участков ограниченного доступа. Они могут включать:

8.4.3.1  запирание или перекрытие мест доступа;

8.4.3.2      использование средств обнаружения для контролирования этих участков;

8.4.3.3      выставление постов охраны или осуществление обходов;

8.4.3.4      использование автоматических устройств обнаружения вторжения для подачи сигнала судну о несанкционированном проникновении.

 

8.4.4   Уровень охраны 2 участков ограниченного доступа.

При уровне охраны 2 повторяемость и интенсивность слежения за участками ограниченного доступа и действий по контролю доступа туда должны быть увеличены, чтобы гарантировать, что доступ имеют только уполномоченные на это лица. Планом охраны судна должно предусматриваться применение дополнительных мер охраны, которые могут включать:

8.4.4.1      установление участков ограниченного доступа, примыкающих к местам доступа;

8.4.4.2      непрерывное слежение за данными, поступающими от средств обнаружения; и

8.4.4.3 выделение дополнительных людей для охраны и обхода участков ограниченного доступа.

 

8.4.5   Уровень охраны 3 участков ограниченного доступа.

При уровне охраны 3 судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой. В плане охраны судна подробно излагаются меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством, которые могут включать:

8.4.5.1 установление на судне, вблизи места происшествия или места, где существует угроза происшествия, дополнительных участков ограниченного доступа, с прекращением доступа в них; и

8.4.5.2 проведение обыска участков ограниченного доступа как части обыска судна.

 

8.5   Меры охраны, относящиеся к обработке груза

 

8.5.1         Меры охраны, относящиеся к обработке груза, должны быть направлены на:

8.5.1 предотвращение самовольных действий с грузом;

8.5.2  предотвращение приема и хранения на судне груза, не намеченного к перевозке.

Меры охраны, ряд из которых может оказаться необходимым применять во взаимодействии с портовым средством, должны включать процедуры контроля грузов, осуществляемые по спискам грузов в местах доступа на судно. С того момента, когда груз находится на судне, должна существовать возможность распознания того, что он был одобрен к погрузке. Кроме того, должны быть разработаны меры охраны, которые бы исключали самовольные действия с грузом после его погрузки на судно.

 

8.5.2   Уровень охраны 1 при обработке грузов.

Для уровня охраны 1 планом охраны судна должны устанавливаться меры охраны, подлежащие применению во время обработки груза, которые могут включать:

8.5.2.1 проверку в обычном порядке груза, средств транспортировки груза и грузовых помещений до и во время операций обработки груза;

8.5.2.2      проведение проверок на соответствие груза грузовым документам;

8.5.2.3      совместное с портовым средством обеспечение того, чтобы транспортные средства, подлежащие погрузке на суда для перевозки автомобилей, суда ро-ро, контейнеровозы и др. специализированные суда, перед погрузкой подвергались досмотру с частотой, требуемой планом охраны судна; и

8.5.2.4      проверку пломб или применение иных методов предотвращения самовольных действий с грузом.

Проверка груза может выполняться следующим образом:

1.    посредством визуального и контактного обследования;

2.    посредством применения сканирующих детекторных устройств, механических устройств или собак.

В случае регулярных или повторяющихся перевозок груза, должностное лицо порта, ответственное за охрану, может, с ведома Администрации порта, вступить с грузоотправителями или с другими, кто отвечает за этот груз, в такое соглашение о его проверке, опломбировании, установлении графика транспортировки, обеспечении необходимой документацией и т.д., которое предусматривало бы совершение этих действий вне портового средства. Такое соглашение должно быть согласовано с Администрацией порта.

 

8.5.3   Уровень охраны 2 при обработке грузов.

Для уровня охраны 2 планом охраны портового средства должны устанавливаться дополнительные меры охраны, подлежащие применению при обработке груза. Они могут включать:

8.5.3.1      тщательную проверку груза, средств транспортировки груза и грузовых помещений;

8.5.3.2      проведение усиленных проверок в целях обеспечения того, что был погружен на судно только предназначенный для этого груз;

8.5.3.3      усиленный досмотр транспортных средств, подлежащие погрузке на суда для перевозки автомобилей, суда ро-ро, контейнеровозы, др. специализированные и пассажирские суда;

8.5.3.4 повышенную повторяемость и тщательность проверки пломб или применения иных методов предотвращения самовольных действий с грузом.

Тщательность проверки груза может достигаться посредством выполнения следующих действий или части из них:

1.   увеличением частоты и тщательности визуального и контактного обследования;

2.   увеличением частоты применения сканирующих детекторных устройств, механических устройств или собак;

3.   координацией усиленных мер охраны с грузоотправителем или иной ответственной стороной в соответствии с договором и предусмотренным в нем порядком действий.

 

8.5.4         Уровень охраны 3 при обработке грузов.

При уровне охраны 3 судно/портовое средство должны следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой. В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством. Они могут включать:

8.5.4.1      приостановку погрузки или выгрузки груза;

8.5.4.2      сверку опасных грузов и веществ на судне, если они есть, с их описью и проверку их местоположения.

 

 

9.     Объявление 2 и 3 уровней охраны

 

В связи с повышенным риском работы с опасными грузами на причалах и судах устанавливаются в течение некоторого ограниченного промежутка времени 2 и 3 уровни охраны.

Назначенная Власть (орган государственного управления в сфере морской безопасности) должна требовать наличия в портовом средстве планов охраны и мероприятий противодействия актам противоправного вмешательства в случаях:

9.1     уровня охраны 2 – при повышенном уровне угрозы, объявляемый на промежутке времени, в течение которого существует повышенный риск происшествия, влияющего на защищенность;

9.2     уровня охраны 3 – исключительный, объявляемый на промежутке времени, когда влияющее на защищенность происшествие, вероятно или неминуемо.

9.3     Объявление уровня охраны (угрозы) производится Назначенной Властью, Антитеррористическим центром либо иным государственным органом, ответственным за безопасность. В каждом конкретном порту оповещение о введении повышенных уровней охраны должно передаваться региональными правоохранительными органами через офицера по охране порта/портового средства на судно и лицу, ответственному за его безопасность. Офицер по охране порта обязан немедленно информировать региональные правоохранительные органы об изменении или введении повышенных уровней охраны. При любом из объявленных уровней должны приниматься соответствующие меры предосторожности, изложенные в пункте 8.

9.4     Должностному лицу компании, ответственному за охрану, или должностному лицу, ответственному за охрану судна, следует, при первой возможности, связаться с должностным лицом, ответственным за охрану портового средства, куда судно направляется, и выяснить уровень охраны этого судна при его нахождении в пределах портовых вод. Установив связь с судном, должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно сообщать на судно о любом последующем изменении уровня охраны, действующего в пределах портового средства и предоставлять всевозможную информацию, имеющую отношение к охране.

9.5     Возможны такие обстоятельства, при которых на судне может действовать более высокий уровень охраны, чем тот, который введен для портового средства, куда заходит судно, однако, ни при каких обстоятельствах судно не может иметь уровень охраны ниже установленного в таком портовом средстве. Если на судне действует более высокий уровень охраны, чем в портовом средстве, куда оно направляется, то должностному лицу компании, ответственному за охрану, или должностному лицу, ответственному за охрану судна, следует незамедлительно поставить в известность об этом должностное лицо портового средства, ответственного за охрану. Должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно оценить конкретную ситуацию, во взаимодействии с должностным лицом компании, ответственным за охрану, или должностным лицом, ответственным за охрану судна, и согласовать надлежащие меры охраны для данного судна, что может включать заполнение и подписание Декларации об охране.

9.6     Назначенная власть создает и поддерживает на уровне современности информацию для связи с теми адресатами, которым требуется сообщать об изменениях уровня охраны. В то время как сведения об уровне охраны являются информацией, не нуждающейся в засекречивании, сведения об угрозе, обусловливающей уровень охраны, могут иметь в высшей степени закрытый характер.

 

 

10.     Аварийные мероприятия и действия Администрации порта при объявлении уровня охраны (угрозы)

 

Планом охраны порта должны быть разработаны соответствующие мероприятия на случай противоправных действий и/или аварии с опасным грузом, а также противопожарные мероприятия и условия фумигации судов, которые должны быть доведены до всех работников порта.

Эти мероприятия должны включать:

10.1    Обеспечение штатным и резервным энергоснабжением соответствующих постов подачи сигнала об объявлении уровня угрозы или аварии.

10.2    Процедуры уведомления об инциденте или аварии соответствующих служб безопасности и аварийно-спасательных служб в порту и за его пределами.

10.3    Процедуры уведомления об инциденте или аварии потребителей услуг порта, как на суше, так и внутреннем/внешнем рейде.

10.4    Знание свойств грузов и обеспечение аварийно-спасательным оборудованием, пригодным для охраны здоровья и нейтрализации негативных свойств опасных грузов, находящихся на причале и предназначенных к перевозке.

10.5    Привлечение портовой аварийной бригады для ликвидации разного рода локальных инцидентов (выбросы, утечки, разливы и др.) с опасными грузами и для координации действий привлекаемых аварийно-спасательных отрядов в случае угрозы проведения и/или ликвидации последствий террористических актов в отношении опасных грузов.

10.6    Обозначение мест обработки опасных грузов знаками, запрещающими курение и появление других источников возгорания, а также применение электрического оборудования в пожаро-взрывобезопасном исполнении.

10.7    Запрещение проведения огневых работ, использования любого оборудования, осуществления любого вида деятельности в местах обработки опасных грузов, которые, без разрешения Администрации порта, могут привести к пожару или взрыву.

10.8    Отведение специального места для судов или грузовых транспортных единиц, которые подвергаются или были подвергнуты фумигации. Вход в такие места должен быть ограничен, выставлены специальные соответствующие знаки предупреждения о виде фумиганта, времени начала и окончания фумигации.

10.9    До выдачи разрешения допуск на суда, грузовые транспортные единицы, в склады, подвергшиеся фумигации, запрещается. Разрешение может быть дано только при наличии Сертификата, удостоверяющего безопасность помещения.

10.10  Администрация порта должна установить порядок контроля провозимых в порт опасных грузов, процедуру ведения регистрации и учета опасных грузов, находящихся в порту, для использования этих данных в случае аварии или нарушении охраны.

10.11  Администрация порта должна обеспечить на местах обработки опасных грузов наличие и доступность информации о порядке действий обслуживающего персонала при авариях или в случаях нарушения охраны.

 

 

11.   Подготовка персонала и осведомленность

 

Все лица, участвующие в охране, транспортировке и обработке опасных грузов, должны быть надлежащим образом подготовлены и, соответственно, осведомлены об опасностях, связанных с такими грузами, а также о мерах предосторожности, которые следует предпринимать в аварийной ситуации.

Администрация порта предупреждает персонал портовых средств (грузовых терминалов), что груз – в силу его особых свойств – может выступать как средство проведения террористических актов, поэтому любая информация об опасных транспортных и/или природных свойствах груза является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

Каждый работник прямо, или косвенно принимающий участие в ТРАНСПОРТИРОВКЕ и ОБРАБОТКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ, должен пройти обучение, связанное с безопасностью выполнения указанных операций, в соответствии с возложенными на него обязанностями. Обучение должно давать знания по общим опасностям соответствующих ОПАСНЫХ ГРУЗОВ, и нормативным требованиям. Такое обучение должно включать описание классов ОПАСНЫХ ГРУЗОВ; требования к маркировке, нанесению знаков опасности и предупредительных знаков; размещению, разделению и совместимости грузов; описание назначения и содержания транспортных документов, и описание соответствующих документов по порядку действий в аварийной ситуации.

Каждый работник должен также пройти специальную подготовку, имеющую отношение к выполнению его функциональных обязанностей, исходя из требований, предъявляемых к транспортировке и обработке опасных грузов:

11.1    общей опасности разных классов опасных грузов и способам предотвращения их воздействия, включая, если необходимо, использование средств индивидуальной защиты и спецодежды;

11.2    методам и способам предотвращения аварий, в том числе таким, как правильное использование оборудования для поштучной укладки грузов; соответствующие методы размещения и разделения опасных грузов в порту;

11.3    неотложным мерам, которые должны быть предприняты при случайном высвобождении опасного груза, включая аварийные мероприятия и применяемые средства индивидуальной защиты.

Грузоотправители, занятые транспортировкой и обработкой опасных грузов, должны обеспечить указанную подготовку своего персонала при приеме на работу и организовать последующую регулярную его переподготовку в порядке, установленном Министерством транспорта Украины.

 

 

12.   Ответственность и контроль

 

Ответственность за охрану грузов в порту несет порт/грузовладелец в лице офицера охраны портового средства, действующего на основании Кодекса ОСПС и Должностной инструкции. При погрузке/выгрузке опасных грузов сторонами «судно-порт» заполняется «Декларация об охране», предусмотренная Дополнением 1 части В Кодекса ОСПС. В Декларации предусматривается, что меры охраны и организационные мероприятия, предусмотренные судном и портом при обработке грузов, отвечают требованиям Главы XI-2 Конвенции СОЛАС-74 и будут в обязательном порядке реализованы в соответствии с требованиями части А Кодекса ОСПС.

На основании Декларации судно и порт (в рамках своей ответственности) должны обеспечить, чтобы в случае инцидента при обработке опасных грузов, который может угрожать жизни, имуществу или окружающей среде, лица, ответственные за обработку груза, немедленно приостановили работы по обработке грузов и не возобновляли их до тех пор, пока не будут приняты надлежащие меры безопасности.

Капитан судна должен обязать всех членов команды сообщать оператору портового средства, ответственному за проведение работ, о любом инциденте, произошедшем при обработке опасных грузов.

Стороны должны гарантировать, что капитан судна и Администрация порта будут немедленно извещены о любом инциденте, который может повлиять на безопасность судна, порта, населения или окружающей среды. Такие инциденты могут быть связаны с судном, его командой, машинами, оборудованием или приспособлениями, с опасными грузами или их тарой на причале и могут произойти в порту при обработке грузов.

Стороны должны гарантировать, что оператор причала, Администрация порта и капитан судна будут немедленно извещены о каждом случае повреждения или протечки упаковки, грузового места или грузовой транспортной единицы, содержащих опасные грузы на причале и на борту судна, и что будут приняты надлежащие меры безопасности по защите экипажа и персонала порта.

Капитан судна, на борту которого имеются поврежденные упаковки, грузовые места или грузовые транспортные единицы с опасными грузами, должен обеспечить принятие всех необходимых мер во избежание случайного попадания таких грузов в воду.

Администрация порта и судна обязаны предусмотреть, чтобы любое лицо, находящееся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в такой степени, что это сказывается на его поведении, было немедленно удалено из мест проведения любых операций, связанных с обработкой опасных грузов.

Администрация порта и судна обязаны обеспечить, чтобы любое судовое и береговое перегрузочное оборудование было одобренного типа, прошедшее надлежащее техобслуживание, техосмотр и испытанное в соответствии с национальными и международными нормативными требованиями.

Места хранения и обработки опасных грузов, а также подходы к таким местам, должны быть соответствующим и достаточным образом освещены.

Не разрешается производить обработку опасных грузов при погодных условиях, которые могут существенно увеличить риск грузовых операций и совершения противоправных действий.

В соответствии с отраслевым Положением, на опасные грузы – по заявкам грузовладельца – должна быть в обязательном порядке документально оформлена и предоставлена информация (Декларация и Сертификат) о свойствах и транспортных опасностях груза, заявленного к перевозке. Данные документы оформляют и выдают специализированные организации, имеющие Договор-поручение Министерства транспорта Украины. Грузовладелец/порт информируют офицера безопасности транспортного средства о заявленных транспортных опасностях грузов с целью разработки планов охраны грузов и мероприятий противодействия противоправным актам в порту.

Контроль за наличием на судах необходимой информации о грузе и документов соответствия судов роду/классу перевозимого груза в портах Украины осуществляет Государственная инспекция портового надзора. Контроль за деятельностью офицеров безопасности порта осуществляет Назначенная власть Украины или уполномоченный ею другой государственный орган.

Государственный надзор за соблюдением нормативных актов при переработке опасных грузов в МТП осуществляет Государственная инспекция Украины по безопасности судоходства (Госфлотинспекция Украины) в соответствии с возложенными на нее обязанностями.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предварительное уведомление об опасных грузах

 

Информация, предоставляемая Администрациям портов до ввоза опасных грузов в порт или их вывоза из порта, должна включать:

 

  1. 1.     Доставка по воде

1.1 Опасные грузы в упаковке:

1.1.1 название судна и номер ИМО, реквизиты агента и предполагаемое время прибытия (ЕТА), обычно не менее, чем за 24 часа до прибытия;

1.1.2 опись, в которой указаны надлежащие транспортные наименования опасных грузов, номер ООН, классификация по МК МПОГ (если применима), любой дополнительный вид опасности, количество и тип грузовых мест, группа упаковки, температура вспышки или диапазон температуры вспышки (соответственно), количество и, в случае опасных грузов классов 1, 2, 6.2 и 7, такая дополнительная информация, которая определена МК МПОГ;

1.1.3 точный план размещения опасных грузов на борту с указанием того, какие грузы должны быть выгружены, а какие оставлены на борту;

1.1.4 транспортные характеристики опасных грузов на случай возникновения непредвиденной опасности;

1.1.5 любые известные дефекты, которые могут существенно повлиять на безопасность порта или судна.

1.2  Навалочные (наливные) опасные грузы:

1.2.1 название судна и номер ИМО, агент и предполагаемое время прибытия (ЕТА), обычно не менее, чем за 24 часа до прибытия;

1.2.2 опись, в которой указаны надлежащие транспортные наименования опасных грузов, номер ООН, категория NLS согласно Конвенции МАРПОЛ, температура вспышки или диапазон температуры вспышки (соответственно) и количество;

1.2.3 наличие на судне действующего Международного Свидетельства о пригодности к перевозке наливных опасных грузов, Международного Свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом или Международного Свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, как это требуется для соответствующего груза;

1.2.4 размещение опасных грузов на борту с указанием того, какие грузы должны быть выгружены, а какие оставлены на борту;

1.2.5 состояние опасных грузов и любые известные дефекты в грузовой таре и системе обработки, оборудовании и инструментарии, относящиеся к перевозимому навалом (наливом) грузу, которые могут создать какую-либо непредвиденную опасность;

1.2.6 любой известный дефект, который может существенно повлиять на безопасность порта или судна.

 

  1. 2.     Доставка по суше

2.1 Опасные грузы в упаковке и навалочные (наливные) опасные грузы:

2.1.1 название грузоотправителя и дата доставки в порт, обычно не менее, чем за 24 часа до прибытия;

2.1.2 надлежащие транспортные наименования опасных грузов, номер ООН, классификация по МК МПОГ (если применима), дополнительная опасность, температура вспышки или диапазон температуры вспышки (соответственно), количество и, в случае опасных грузов классов 1, 2, 6.2 и 7, такая дополнительная информация, которая определена МК МПОГ;

2.1.3 количество и тип грузовых мест, группа упаковки (если имеется);

2.1.4 название судна, на которое должны быть погружены опасные грузы (если такое имеется), агент судна и причал.

 

  1. 3.     Отправка по воде

3.1  Опасные грузы в упаковке:

3.1.1 название судна и номер ИМО, реквизиты агента и предполагаемое время отхода судна (ЕТD), обычно не менее, чем за 3 часа до отхода;

3.1.2  опись, в которой указаны надлежащие транспортные наименования опасных грузов, номер ООН, классификация по МК МПОГ (если применима), любая дополнительная опасность, число и тип грузовых мест, группа упаковки, температура вспышки или диапазон температуры вспышки (соответственно), количество и, в случае опасных грузов классов 1, 2, 6.2 и 7, такая дополнительная информация, которая определена МК МПОГ;

3.1.3 точный план размещения опасных грузов на борту.

3.2  Навалочные (наливные) опасные грузы:

3.2.1 название судна и номер ИМО, реквизиты агента и предполагаемое время отхода (ЕТD), обычно не менее, чем за 3 часа до отхода;

3.2.2  опись, в которой указаны надлежащие транспортные наименования опасных грузов, номер ООН, категория NLS согласно Конвенции МАРПОЛ, температура вспышки или диапазон температуры вспышки (соответственно) и количество;

3.2.3 наличие на судне действующего Международного Свидетельства о пригодности к перевозке наливных опасных грузов, Международного Свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом или Международного Свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, как это требуется для соответствующего груза;

3.2.4 план размещения опасных грузов на борту;

3.2.5 предварительное уведомление должно также подаваться и в том случае, если прибывает судно или иная грузовая транспортная единица, подвергнувшиеся фумигации. Уведомление должно содержать название фумиганта и дату применения;

3.2.6 предварительное уведомление должно также содержать сведения о любых неполадках на судне или в его оборудовании, а также нарушении целостности тары опасных грузов, которые могут повлиять на безопасность порта или судна.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. ЧЕК-ЛИСТ

 

Выполняемые действия

да

нет

Производится ли проверка грузов, транспортных средств и грузовых помещений до начала грузовых операций и во время их выполнения?
Ведутся ли записи, свидетельствующие о том, что разработанные процедуры (контроля грузовых операций) выполняются?
Контролируется ли ведение грузовых операций судовым персоналом?
Разработаны ли процедуры обработки опасных грузов и веществ?
Ведется ли учет любых грузов и опасных веществ, перевозимых на борту?
Производятся ли проверки соответствия принимаемого на борт груза грузовой документации?
Ставится ли в известность должностное лицо портового средства, ответственного за охрану, о процедурах досмотра груза?
Обеспечивается ли совместный с портовым средством досмотр колесной техники перед ее погрузкой на борт автомобилевозов, судов ро-ро и пассажирских судов в соответствии Планом охраны судна?
Производится ли проверка пломб либо другие методы для предотвращения вскрытия грузовых мест?
Применяются ли при проверке визуальное либо детальное обследование грузов?
Используются ли для проверки грузов сканирующие или детекторные приборы, механические устройства или собаки?

 

 

 

ГРУЗОВЫЕ  ОПЕРАЦИИ – РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МЕРЫ ДЛЯ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ 2

 

Выполняемые действия

да

нет

Выполняется ли тщательная проверка груза, грузовых транспортных средств и грузовых помещений?
Усилен ли режим проверок для обеспечения того, что на борт принимается только предназначенный к погрузке груз?
Усилены ли досмотры колесной техники, принимаемой на борт автомобилевозов, судов ро-ро и пассажирских судов?
Увеличена ли частота проверок пломб или применения других мер по предотвращению вскрытия грузовых мест?
Увеличена ли частота использования сканирующих/детекторных приборов механических устройств или собак?
Координируются ли дополнительные меры безопасности с грузоотправителем либо с иной ответственной стороной в дополнение к мерам, установленным соглашением?

 

 

ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ – РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МЕРЫ ДЛЯ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ 3

Выполняемые действия

да

нет

Готово ли судно при объявлении уровня безопасности 3 следовать инструкциям Назначенной Власти, установившей уровень безопасности 3?
Прекращены ли грузовые операции?
Проверен ли перечень опасных грузов и веществ, находящихся на борту?
Сверено ли наличие опасных грузов с описью и проверено ли их месторасположение на судне?