Предприятие НПП ООО «МОРСЕРВИС»

на протяжении 20 лет специализируется в области оценки рисков транспортировки грузов с целью содействия участникам транспортного процесса в обеспечении грузовой безопасности судоходства. подробнее »

Научное подразделение предприятия, изучая различные проблемные

и/или аварийные случаи с грузом в портах и на морских переходах, анализирует и обобщает причины, приведшие к аварийному происшествию с грузом подробнее »

За успехи в своей профессиональной деятельности предприятие

внесено в дипломатически-презентационный альманах «Деловой имидж Украины. Экономический и интеллектуальный потенциал державы» подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС», не являясь разработчиком

производителем, поставщиком или потребителем инспектируемых грузов, как экспертный орган имеет административную и финансовую независимость подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС» является членом

британского института морских сюрвейеров (IIMS), членом Торгово-промышленной палаты Украины, подробнее »

 

Паспорт безопасности на груз (вещество, продукт)

При погрузке в порту Южный заявленных к перевозке дистиллятов пальмового масла капитан танкера “Mardeniz” отказался принимать на борт данный груз из-за отсутствия так называемого Паспорта безопасности (Material Safety Data Sheet – MSDS). Отказ был мотивирован тем, что начиная с 01июля 2009г. Комитет по безопасности на море Международной морской организации ИМО своим циркуляром ввел обязательное требование о наличии данного документа до начала погрузки на суда наливных грузов в качестве как груза, так и бункера (жидкого топлива).

Паспорт безопасности (MSDS) является важным компонентом охраны труда и техники безопасности при производстве грузов химическим путем. В этих целях документ используется для обеспечения работников и техперсонала информацией о химических и физических характеристиках производимого вещества (температура плавления, температура кипения, температура воспламенения и т.д.), токсичности, влиянии на здоровье, способах оказания первой помощи, химической активности, условиях хранения и перевозки, переработки, использовании защитного снаряжения и спецсредств, процедурах обезвреживания.

Изначально данный документ являлся частью закона США о «Праве на знание», а требования MSDS вытекают из стандарта Hazard Communication Standard, разработанного Управлением профессиональной безопасности и здоровья при Министерстве труда США.

Эта инициатива успешно поддержана Евросоюзом и Директивами Комиссии ЕЕС от 05 марта 1991г., определяющими и излагающими организацию системы специальной информации об опасных веществах (ЕС 91/155ЕЕС, 93/112/ЕС и 2001/58/ЕС), широко реализуется в рамках Проекта ICSC (Международной карты химической безопасности).

Организация Объединенных Наций (ООН) одобрила данный документ и ввела его в «Согласованную на глобальном уровне систему классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС)».

В разных странах MSDS (Material Safety Data Sheet) переводят с некоторыми различиями в трактовках. Встречаются названия «Перечень технических данных материала/вещества», «Лист безопасности вещества», «Карта безопасности вещества», «Сертификат безопасности вещества». На территории постсоветских стран на основании стандарта РФ ГОСТ Р 12.1.052 прижился термин «Паспорт безопасности». ООН, издавая свои документы на одном из своих официальных языков – русском, для обозначения MSDS также использует термин «Паспорт безопасности». Независимо от того, каким национальным термином назван MSDS, это ни коем образом не умаляет значимость этого документа в деле обеспечения безопасности.

Национальное законодательство также поддержало этот проект и одобрило использование Паспортов безопасности, приняв Протоколом № 7-95 от 26 апреля 2005г. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30333-95 «Паспорт безопасности вещества (материала)». Обязательные разделы его содержания содержат:

1.  Идентификация (вещества, продукта, груза)

2.  Идентификация опасностей

3.  Состав/информация о компонентах

4.  Меры первой помощи

5.  Меры пожаротушения

6.  Меры, применяемые при аварийном выбросе/сбросе

7.  Работа с продуктом и его хранение

8.  Меры контроля воздействия/индивидуальная защита

9.  Физико-химические свойства

10. Устойчивость и реакционная способность

11. Токсикологическая информация

12. Экологическая информация

13. Информация об удалении

14. Транспортная информация

15. Информация о нормативно-правовом регулировании

16. Прочая информация

Возможные направления использования Паспорта безопасности представлены на схеме – рис. 1.

Рис. 1

В данную схему пока еще не внесен раздел «Транспорт», однако это дело недалекого будущего, так как подобные документы на транспортировку опасных грузов эпизодически нами уже разрабатываются, а опыт показывает, что именоваться они должны как «Паспорт транспортной безопасности». В этом направлении ведет работу и Международная морская организация ИМО. Понимая важность представления информации на вещества, находящиеся на борту судов в больших объемах – будь-то груз или бункер – в целях обеспечения моряков четкой, краткой и точной информацией о влиянии на здоровье и окружающую среду токсичных веществ, перевозимых на танкерах, Циркуляром Комитета по безопасности на море MSC.286(86) разработаны рекомендации и приведена проформа Паспорта безопасности (MSDS) на грузы для морских перевозок. Он включает информацию по безопасности, погрузо-разгрузочным операциям и окружающей среде, которой должно быть снабжено судно перед погрузкой на борт нефтепродуктов в качестве груза и жидкого топлива для судов, входящих в Приложение 1 Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Рис. 2

 Разработка подобных Паспортов безопасности является весьма сложным и наукоемким делом и поскольку они начали внедряться в Европе с 1991 года, то подготовить их полный объем каждой отдельной стране было не под силу. Поэтому были разработаны различные межправительственные программы, направленные на разработку и хранение Паспортов безопасности с целью предоставления их в пользование всем заинтересованным лицам и организациям.

Примерное количественное насыщение зарубежных баз информации по Паспортам безопасности представлено на рис. 2.

Здесь присутствуют MSDS как на чистые химические вещества, которые были исследованы, и организации, выполнившие исследования, согласились предоставить свои материалы для общего использования, так и исследования производителей химической продукции, которые с рекламной целью для триумфа их технологий представляли сведения о результатах своей работы.  В связи с этим применение данных баз допустимо исключительно в научно-теоретических или статистических целях.

В Украине ситуация в области внедрения ПБ (MSDS) весьма запущена, кроме поддержки ГОСТ 30333-95 больше ничего не сделано. Мы обратились с просьбой прокомментировать ситуацию сотрудников Госпотребстандарта, и к своему глубокому разочарованию получили ответ: госструктура может контролировать любые исследования химических веществ по методикам, отдельно разработанным или входящим в состав ГОСТов, что касается паспортов безопасности, то проверка их соответствия ГОСТу и регистрация не производится, и оказать хоть какую-либо услугу в этом направлении она не может, также как и подсказать направление поиска.

Украинские производители химических веществ поставлены в крайне сложную позицию. Продать свою продукцию за рубеж, а тем более вывезти за пределы Украины, без предъявления ПБ (MSDS), невозможно. Производители располагают исключительно производственными лабораториями, которые исследуют производимые продукты на их качество по нормам определенным ТУ (техническими условиями). Проводить в полном объеме физико-химические исследования, определять токсикологические характеристики и на основании них разрабатывать аварийные мероприятия и мероприятия, направленные на защиту людей и окружающей среды, для производителя проблематично. Наша компания, являясь специализированной организацией по оценке транспортных опасностей грузов и подготовки информации на груз для его дальнейшей транспортировки, всегда пытается получить ПБ (MSDS) от грузоотправителя при принятии груза в работу. Это практически невыполнимая задача. В лучшем случае нам удается получить какой-то текст без опознавательных знаков – полное отсутствие подписей и печатей.  Под давлением удается получить печати экспедитора, что он нам передал эту информацию, производитель в этом процессе не участвует, а назвать адреса и телефоны экстренных, круглосуточно работающих служб производителя – как того требует Паспорт – вообще из области фантастики.

     Следует подчеркнуть, что Паспорт безопасности на груз (вещество, продукт) с одной стороны должен способствовать устранению технических барьеров в торговле с опасными веществами и материалами. С другой стороны, он информирует потребителя (покупателя) своей продукции о свойствах: природных, техногенных или транспортных, о мерах предосторожности и действий в ситуации первого момента аварии, достаточных для безаварийных грузовых работ, морской и/или дорожной перевозки, охране окружающей среды на всех стадиях производства, потребления или использования в бытовых целях.