Предприятие НПП ООО «МОРСЕРВИС»

на протяжении 20 лет специализируется в области оценки рисков транспортировки грузов с целью содействия участникам транспортного процесса в обеспечении грузовой безопасности судоходства. подробнее »

Научное подразделение предприятия, изучая различные проблемные

и/или аварийные случаи с грузом в портах и на морских переходах, анализирует и обобщает причины, приведшие к аварийному происшествию с грузом подробнее »

За успехи в своей профессиональной деятельности предприятие

внесено в дипломатически-презентационный альманах «Деловой имидж Украины. Экономический и интеллектуальный потенциал державы» подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС», не являясь разработчиком

производителем, поставщиком или потребителем инспектируемых грузов, как экспертный орган имеет административную и финансовую независимость подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС» является членом

британского института морских сюрвейеров (IIMS), членом Торгово-промышленной палаты Украины, подробнее »

 

Определение плотности и Удельно Погрузочного Объема

Удельный погрузочный объем (stowage factor) – пространство, которое занимает 1 тонна перевозимой продукции в отсеке судна, предназначенном для размещения груза.

Эта величина учитывается при расчетах мореходных качеств судна и его прочностных характеристик.

Также этот показатель важен при установлении перевозочного тарифа. Если говорят о дедвейтных или весовых грузах, объем которых не превышает 40 кубических футов, ставка за фрахт начисляется исходя из единицы массы, тариф за провоз крупных грузов (measurement cargo) определяют с учетом объема. Традиционно способ установления уровня платы за провоз выбирает судовладелец. Берясь за аутсорсинг доставки, логистическая компания подыскивает оптимальный вариант транспортировки груза, учитывая множество факторов: сроки, объем груза, тарифы и прочие моменты.

Данная величина несколько условна, но она удобна так как замеряется в одинаковых лабораторных условиях, в отличие от реальных величин, которые учитывают конструкцию грузовых помещений судна.

Более полно характеризует груз по Объемной массе (плотности) нижеприведенные величины:

Плотность вещества rв – отношение массы навалочного груза к объему самого вещества (rв = G / Vв).

Объемная масса – отношение массы к сумме объемов вещества и пор (rо = G / (Vв + Vп)).

Насыпная масса – отношение массы к сумме объемов вещества, пор, скважин (r = G / (Vв + Vп + Vс)).

Пористость (коэффици­ентами плотности или пористости) (Кп = Vп / (Vв + Vп)) характеризует, сколько влаги может впитать вещество, без подмочки.

Скважность (скважистость) (Кс = Vс / (Vв + Vп + Vс)) воздухопроницаемость груза.

Стандартная плотность навалочного груза (rст) – масса груза в мерном ящике (1000х1000х1000 мм); для зерновых – натура зерна. Натура зерна и стандартная плотность пылевидных и порошкообразных грузов определяется при помощи литровой пурки.

Коэффициент уплотнения (Ку = rф / rст) характеризует усадку груза.

Коэффициент проницаемости (Кпр = (Vп + Vс) / (Vв + Vп + Vс)) характеризует, сколько воды может проникнуть в полностью загруженное грузовое помещение.

Плотность грузов различна: при ее значении менее 0,6 т/м3 грузы принято считать легкими, от 0,6 до 1,0 т/м3 – средними и более 1,0 т/м3 – тяжелыми.

Увеличение плотности навалочных грузов происходит за счет более компактной укладки частиц и уменьшения объема пор груза под действием динамических сил или статических нагрузок. Способ­ность груза уменьшать свой объем (уплотняться) под действием внешних факторов иначе называют сжимаемостью, или компресси­онной способностью. В условиях морской перевозки изменение плотности массы груза зависит от способа и высоты его загрузки в грузовые помещения судна, а также от интенсивности действия та­ких внешних динамических сил, как вибрация и качка судна. Для большинства навалочных грузов динамические нагрузки в сравнении со статиче­скими вызывают более значительное уплотнение частиц. При вибрационном уплотнении масса груза на некоторое время приобретает свойства жидкости, мелкие частицы укладываются в поры между более крупными и происходит переформирование грузовых частиц, в результате которого резко уменьшается порис­тость и увеличивается плотность. Влажные пылевидные навалочные грузы сжимаются более медленно, скорость уплотнения в этом случае определяется быстротой выдавливания поровой воды.

Таким образом под влиянием внешних условий (вибрация, качка, статическое давление) g меняется от gmin в момент погрузки до gmax в процессе перевозки, соответственно меняется и U от Umax до Umin (Umax = 1/ gmin, Umin = 1 / gmax). Степень изменения объемных характеристик выражают в % (DU = 100 × (Umax – Umin) / Umax).Из–за наличия пустот над поверхностью груза в полностью или частично загруженном грузовом помещении судна, в качестве объемной характеристики зерна используют величину, называемую Stowage factor SF (м3/т). SF определяется как отношение сумм объемов помещений к суммарной массе груза, расположенной в них (SF = SWi / Smi), или из выражения:

SF = U + S (Si × hi) / Smi,где U = Umax, Si – площадь свободной поверхности в i–ом помещении, hi – высота пустоты над поверхностью; hi зависит от усадки, а mi – от влажности. При расчете кренящих моментов удобнее пользоваться U, а при размещении груза – SF.

Правило ХII/10 Конвенции СОЛАС 1974 г. требует, чтобы до погрузки навалочного груза на навалочное судно грузоотправитель заявил насыпную массу груза. Эта насыпная масса дол­жна быть подтверждена аккредитованной испытательной организацией.

Нижеследующие технические требования (основа – Циркуляр MSC/Circ.908) предус­матривают единообразный и практичный способ определения насыпной массы навалоч­ного груза.

Технические требования ИМО (Циркуляр MSC/Circ.908) предусматривают использование емкости известных объема и веса. Емкость должна быть достаточно жесткой для предотвращения ее деформации или изменения ее объема во время испытания. Если вещество состоит из кусков или свободно не заполняет углы, емкость должна иметь цилиндрическую форму и/или большие размеры по сравнению с размерами кусков. Ее вместимость должна быть достаточно большой для размещения в ней представительной пробы груза, насыпную массу которого необходимо определить.

Внутренние поверхности емкости должны быть гладкими, а к внешней поверхности должны быть прикреплены любые приспособления, например, ручки.

Взвешивание следует производить с помощью весов, освидетельствованных аккредитованной испытательной организацией.

Порядок измерений

Следует выбрать пробу, являющуюся представительной в отношении размера частиц, уплотненности и влагосодержания вещества, подлежащего погрузке на судно.

Емкость следует заполнить пробой груза, которая разравнивается на уровне верхней части емкости. Пробу груза не следует утрамбовывать.

Следует измерить вес заполненной емкости, и для определения веса пробы следует вычесть вес тары.

Насыпная масса пробы должна быть рассчитана путем деления веса перевозимого на­валом вещества, подлежащего погрузке, на объем емкости.

Насыпная масса выражается в килограммах на кубический метр (кг/куб.м).