Предприятие НПП ООО «МОРСЕРВИС»

на протяжении 20 лет специализируется в области оценки рисков транспортировки грузов с целью содействия участникам транспортного процесса в обеспечении грузовой безопасности судоходства. подробнее »

Научное подразделение предприятия, изучая различные проблемные

и/или аварийные случаи с грузом в портах и на морских переходах, анализирует и обобщает причины, приведшие к аварийному происшествию с грузом подробнее »

За успехи в своей профессиональной деятельности предприятие

внесено в дипломатически-презентационный альманах «Деловой имидж Украины. Экономический и интеллектуальный потенциал державы» подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС», не являясь разработчиком

производителем, поставщиком или потребителем инспектируемых грузов, как экспертный орган имеет административную и финансовую независимость подробнее »

НПП ООО «МОРСЕРВИС» является членом

британского института морских сюрвейеров (IIMS), членом Торгово-промышленной палаты Украины, подробнее »

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРУЗОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

Этот фактор имеет две составляющих: морскую и береговую.

Во время рейса экипаж должен неукоснительно соблюдать все рекомендации по безопасной перевозке грузов, изложенных в Декларациях на груз. В тоже время экипаж должен принимать во внимание особенности и параметры транспортных опасностей грузов, изложенных в Сертификате о транспортных характеристиках груза на момент его погрузки в порту.

Для того, чтобы подготовить надлежащую информацию о грузе с целью его безопасной морской перевозки требуются усилия берегового персонала лабораторий и технологов специализированных организаций/грузовых бюро. Если две этих составляющих составляют единое целое – безопасность доставки грузов по назначению можно считать обеспеченной.

Однако, и в той, и в другой составляющих человеческого фактора имеются свои недочеты.

Ими являются, а частности, отсутствие в Украине имплементированных международных Кодексов по перевозке опасных и твердых навалочных грузов. Хотя перевод на украинский язык ожидается в 2016 году все равно каждая из переведенных версий Кодексов будет отставать от международных документов минимум на год.

Единственным решением этой проблемы является, по нашему мнению, введение этих документов в национальное законодательство принципом прямого действия на языке оригинала.

Хотя официально Кодексы на Украине не приняты – все их положения и новые версии учитываются рядом специализированных организаций при подготовке информации на груз, как того требует администрация всех судов под иностранным флагом, прибывающих в порты Украины, а также капитании этих портов.

Международные Кодексы и другие национальные документы требуют обязательных лабораторно-инструментальных исследований и оценки транспортных характеристик опасных и твердых навалочных грузов. И в этом плане у нас не все благополучно. Не все грузовые бюро в полной мере и достоверно проводят лабораторную оценку оформляемых ими грузов. Оценив эту ситуацию грузоотправители резко снизили стоимость заказываемых работ по подготовке информации на груз, так как соотношение цены при низком качестве выполняемых работ было, по их мнению, сильно завышено.

Недостаточная область аккредитации лабораторий некоторых грузовых бюро снижает авторитет деятельности наших организаций не только на внутреннем рынке. Она не дает возможности Компетентному органу Украины по перевозке опасных грузов – Мининфраструктуры – заявить в ИМО о перечне уполномоченных лабораторий действовать в рамках выполнения требований IMDG и IMSBC Code.

Эту ситуацию, по нашему мнению, следует незамедлительно поправлять, не считаясь с расходами, так как международный авторитет выдаваемых нами документов заставляет нас и наши лаборатории соответствовать международным стандартам. В Кодексе ИМО по перевозке опасных грузов содержится список специализированных лабораторий, которые могут исследовать груз и дать судовладельцу четкий ответ о том, какие опасности он представляет. Нас в этом списке нет.

Нас настораживает и тот факт, что в условиях приватизации и/или аренды грузовых терминалов, предписанный ИМО порядок завоза, хранения и обработки в портах опасных грузов может быть нарушен.

В этих условиях наши организации должны получить право контроля за ввозом, оборотом и совместимостью хранения опасных грузов в портах. Каждый терминал, работающий с опасными грузами, должен пройти проверку у наших специализированных организаций и получить соответствующее Заключение.

Одновременно с этим, в связи с корректировкой Закона о перевозке опасных грузов и введении на грузовых терминалах офицера (должностного лица) по работе с опасными грузами возникает вопрос – а почему не мы?

Разве некоторые из наших организаций, имеющих обученный штат персонала, владеющий навыками работы с опасными грузами в портах не могли бы справиться с этой работой? Ответ утвердительный, и мы можем предлагать грузовладельцу наши профессиональные возможности.

Все отмеченное и многое другое, лежащее в плоскости человеческого фактора обеспечения грузовой безопасности судоходства должно быть учтено нами и нашими властями с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность портово-транспортного хозяйства Украины.

 

Чистяков В.Л., Директор по науке НПП ООО «МОРСЕРВИС»,

Доктор наук, доцент, член Ассоциации морских капитанов